На базе Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Карелия состоялось обсуждение тем «Профстандарт «Наставник», квалификационные требования к осуществлению наставнической деятельности».
В Год педагога и наставника Министерство просвещения Российской Федерации ведет подготовку проекта федерального закона о наставничестве, который станет нормативной правовой основой для развития института наставничества. В документе найдут отражение меры поддержки и повышения социального статуса наставников, система мотивации их труда. Об этом рассказал директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. Директор департамента добавил, что ведется работа по подготовке профессионального стандарта наставника и квалификационных требований, а также системы мотивации труда наставников. Для этого формируются рабочие группы из юристов и представителей кадровых служб крупных компаний работодателей из разных отраслей. Кроме того, дополнительно привлечены регионы для проработки предложений, которые будут учитываться при подготовке документа.
Педагогические работники системы СПО республики обсудили, какими должны быть квалификационные требования к осуществлению наставнической деятельности, каким образом должна регламентироваться наставническая деятельность. Участники обсуждения отметили необходимость наличия индивидуального плана работы (программы) у наставника, ценность определения мер поддержки и системы мотивации участников процесса наставничества. Отметили важность закрепления норм, регламентирующих наставническую деятельность, на федеральном уровне.
Инициативная группа, в состав которой вошли представители Карельского регионального отделения Национальной родительской ассоциации, независимые эксперты качества Антошко Елена Анатольевна, Комиссарова Ирина Анатольевна, Жукова Ирина Вячеславовна, Валиулова Ирина Александровна, Белова Марина Фридриховна, предложили варианты критериев наставничества у кандидата. Критерий первый - Наличие значимого профессионального опыта, подтвержденного высоким уровнем компетенции. Показателями к нему могут быть: Компетентность профессиональная, Владение современными технологиями, Продуктивность профессиональной деятельности, Полезность деятельности в развитие отрасли/сферы деятельности, Открытость к трансляции собственного опыта, Готовность к постоянному повышению квалификации, Готовность проявлять инновационный потенциал в профессии. Второй критерий: Наличие значимого опыта личностного развития. Показателями этого критерия могут быть: Ценностно-смысловые основания во взаимодействии с другими людьми, Личностная компетентность, Здоровый, социально-ответственный, духовно-нравственный образ жизни, Ответственность за себя, отношения с другими, Готовность к самопожертвованию, Постоянное личностное совершенствование, Проявление в повседневной жизни творческого сотрудничества с другими участниками отношений. Третий критерий: Наличие потенциала Наставника. Показатели: Востребованность в профессии, Признание примера личности и профессионала в коллективе, Готовность делиться опытом и стать наставником, Умение создавать условий для раскрытия личностного и профессионального потенциала наставляемого, Умение проявлять личностные качества, способствующие сопровождению и поддержке наставляемого, Умение длительно сопровождать и поддерживать наставляемого, исходя из его особенностей, Умение признать в наставляемом наставника.